Проектирование офисного пространства
Проектирование офисного пространства является первым и очень важным этапом создания рабочей среды. На этом этапе происходит выбор не только интерьерного стиля, цветовых решений и отделочных материалов, но и выбор методов и принципов управления бизнес процессами внутри организации. Формирование офисного пространства и сопутствующих зон/помещений представляют собой спектр вариантов, выбор которых определяется видом деятельности компании, организацией процессов и культурой предприятия. Также на архитектурные решения влияет геометрия и форма помещения, а так же структура здания. Ниже мы выделяем основные и самые распространенные варианты планировок офисных помещений.
- Кабинетный тип (Офисы-ячейки) – постепенно уходит на второй план, так как в наше время все чаще применяются более гибкие системы менеджмента. Данный тип подходят для самостоятельной, независимой и вдумчивой работы при самом минимальном составе рабочей группы;
- Open space (или Open plan) – офис открытого типа, где основную часть занимают большие пространства с равными рабочими местами для сотрудников среднего звена, небольшое количество закрытых ячеек(кабинетных) для руководителей и помещений для переговоров;
- Коворкинг – это гибкая форма организации работы, без постоянной привязки к рабочему месту. В этом случае нет определённой планировочной схемы. Главную роль играет атмосфера рабочего пространства, в которой человек чувствует себя комфортно и свободно;
- Agile (Ландшафтная концепция) – самое современное и гибкое офисное пространство, о котором мы более подробно расскажем в статье – Agile офис;
- Реверсивный офис – помещения с бОльшими площадями, которые при необходимости можно разделить на ячейки (групповые помещения, небольшие помещения и реверсивные зоны);
- Принцип комбинированного офиса (появился с развитием информационных технологий) – сочетание двух первых типов, был направлен на поиск решения, исходящего из требований организации. Он основывается на более гибком принципе работы, который обеспечивает групповую работу, индивидуальные помещения для вдумчивой работы и пространство для размещения общего оборудования временного пользования.
- Desk sharing – рабочие места без закрепления за сотрудниками (коллективное использование)
- Hot desk – «горячие места», минимальное рабочее место, для выполнения краткосрочных работ
- Think tank – «мозговой центр», место для уединения и размышлений
- Open space – открытые пространства, групповые зоны
- Office service point – места для офисной техники
- Meeting point – места для встреч и переговоров
С появлением новых технологий оптимизации и сохранения данных, беспроводных систем и мобильных устройств, проектирование офиса стало адаптироваться под современные условия организации труда. Потребность в больших площадях для рабочих мест стало снижаться.
- дневной свет
- энергопотребление
- окружающая среда
- экологические аспекты
- потребление материалов
- утилизация материалов